Cостоялась внеочередная 49 сессия Народного Собрания КЧР

Парламентарии высказали свое мнение о вопросах изучения родных языков

rdsfgchywseghДепутаты Народного Собрания: председатель Комитета по науке и образованию Исмель Биджев, председатель Комитета по национальной политике Ахмат Эбзеев, заместитель председателя комитета по промышленности, председатель общественной организации «Абаза» Заур Дзугов, депутат, директор Центра образования № 11 г. Черкесска Елена Ляшова - сегодня приняли участие в обсуждении острейшего вопроса - сохранения национальных языков и изучения их в образовательных организациях. Поручение о проведении заседания дал Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов по итогам своей встречи с представителями молодежных общественных организаций республики.sdfghns

Провели заседание круглого стола Руководитель Администрации Главы и Правительства КЧР Мурат Озов и министр образования и науки КЧР Инна Кравченко. Участие в нем приняли также заместитель председателя Правительства КЧР Хызыр Чеккуев, Министр по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР Мурат Хапиштов, Министр туризма, курортов и молодежной политики КЧР Анзор Эркенов, сотрудники Минобрнауки КЧР, представители региональных национальных общественных организаций, руководители и специалисты городских и районных Управлений образования.

Уже который год тему сохранения родных языков и изучения ее в образовательных организациях обсуждают на высшем государственном уровне и во всех многонациональных регионах. Законодательная и исполнительная власть, общественники, педагогическое сообщество и родители пытаются прийти к общему знаменателю и вывести качество обучения на более высокий уровень.

drfhnadfzxchas Содержательным был и сегодняшний диалог. Министр образования и науки Инна Кравченко привела актуальные данные. Она напомнила, что Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка.  Во всех общеобразовательных организациях Карачаево-Черкесии с 1 по 9 класс осуществляется изучение родного языка и родной литературы по заявлению родителей. В 10-11 классах образовательная организация может выбрать изучение родного языка или родной литературы, также возможно изучение и одновременно двух предметов.

В 2018/2019 учебном году родной (нерусский) язык изучают как самостоятельный предмет более 34500 учащихся. По заявлению родителей изучают не свой родной язык (чаще всего выбирают русский) 3703 учащихся. По сравнению с предыдущим учебным годом количество таких учащихся увеличилось на 1,9%.aesdrfaSDEF

Также министр сообщила, что в январе 2018 года одобрена Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Она подчеркнула, что важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира. То есть, «Русский родной язык» это не подготовка к ОГЭ и ЕГЭ и не углубленное изучение предмета.

Депутат Народного Собрания КЧР, директор Центра образования № 11 Елена Ляшова рассказала о работе образовательной организации как центра этнической самобытности. По ее словам, процесс изучения и популяризации родных языков осуществляется тремя структурными подразделениями, составляющими Центр образования №11. В детском саду дошколят знакомят с фольклором народов Карачаево-Черкесии. Эту работу продолжают учителя в школе. Новым направлением стала исследовательская деятельность учащихся, в рамках которой проводятся предметные научно-практические конференции. Работы носят исследовательский характер, выполняются на высоком уровне и при этом учащиеся показывают хорошее знание родного языка и владение компьютерными технологиями.

rsdtfghas«Возлагать задачу сохранения и развития родных языков только на систему образования, снимая ее с других институтов воспитания, в частности с семьи, прежде всего с родителей, значит обречь наши языки на искусственное существование или дальнейшее вымирание.  Поэтому в школе ведется работа по тесному взаимодействию с родителями и общественными организациями. Проводятся совместные мероприятия, родительские собрания по актуальным вопросам, которые ведут к значительным и ожидаемым результатам. Так, силами учителей, учащихся и их родителей в школе создан и систематически пополняется музей «Быт и культура народов КЧР». При содействии представителей общественных национальных организаций («Алашара», «Адыга Хасэ», «Карачай Алан халк», «Эльбрусоид» и др.) проводятся фестивали родных языков с тематическими конкурсами чтецов, сочинений, олимпиад по языкознанию. Победителей и призеров награждают почетными грамотами и памятными подарками.  Это стимулирует учащихся и повышает их мотивацию в изучении родного языка и в участии подобного рода мероприятиях», - рассказала Е. Ляшова о практической работе, проводимой в школе.

Говоря о преподавании родного языка в городских школах, депутат заострила внимание на нескольких проблемных моментах, с которыми сталкиваются учителя. Это слабое владение родным языком у городских детей. Убежденность некоторых родителей в том, что изучение родных языков является не столь необходим. Сложность обучения детей из межнациональной семьи, которые чаще всегоsgdfjxnas общаются на русском.

«Учитывая перечисленные особенности, учитель старается корректно подойти к решению этих вопросов и подобрать индивидуальные и дифференцированные методы обучения. Результатом такой работы служит пример учащейся 3 «А» Сабины Чотчаевой, ребенка из межэтнической семьи, которая заняла 1 место на муниципальном этапе конкурса чтецов на абазинском языке» - привела пример директор Центра образования.

Также участники заседания обозначили такую проблему как слабая материально-техническая база по родным языкам в сравнении с другими дисциплинами: практическое отсутствие обучающих компьютерных программ, нехватка методической помощи.

Как выяснилось, есть нехватка прописей на родных языках для первоклассников. Чаще всего дети работают на ксерокопиях прописей.

В ходе беседы говорили о том, что не менее остро стоит проблема издания учебников.  При этом едва ли не больших затрат стоит экспертиза учебников, а не их разработка или издание.

sdfxchnsМногие согласились с тем, что общественным организациям необходимо работать не только с молодежью, но и родителями детей. Директора предложили общественникам принимать участие в родительских собраниях, те в свою очередь выразили готовность к такому взаимодействию.

Активисты рассказали о тех мерах популяризации и изучения языка, которые успешно применили сами. К примеру, руководитель общественной организации «Алашара» Рамазан Мхце рассказал о разработанных приложениях на абазинском языке для смартфонов, о «говорящих» игрушках для малышей, которые помогают им учиться считать на родном языке, изучать речь предков. Рассказал он и о падающем интересе абитуриентов к педагогической профессии. Набрать полный поток студентов – будущих учителей абазинского, ногайского, карачаевского и черкесского языков не помогает даже материальное стимулирование. В КЧГУ студентам этих групп стипендии подняли в несколько раз, - сообщил Р. Мхце.

В порядке живой беседы обсудили все проблемы, предлагали пути их решения.xgcvhjs

Председатель Комитета Народного Собрания по науке и образованию Исмель Биджев выразил обеспокоенность за будущее малых народов, которые рискуют потерять национальную самобытность, потеряв свой язык. Он призвал всех принять все возможные меры, чтобы не стать свидетелями исчезновения языков и народов – заимствовать передовой опыт школ и общественных организаций, стимулировать грантами за инициативу и успешные методы популяризации языка. Со своей стороны, Парламент КЧР живо откликается на все здравые и содержательные предложения по решению проблемы.

По решению Руководителя Администрации Главы и Правительства КЧР Мурата Озова будет создана рабочая группа, которая резюмирует итоги сегодняшней встречи и обобщит предложения городских и районных управлений образования. Самые удачные и конкретные предложения будут представлены Главе республики Рашиду Темрезову.

 

 

data-yashareType="none" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,friendfeed,moikrug,gplus,surfingbird">
Сайт разработан ООО "ИВК Нарттел"