Очередная 47 сессия Народного Собрания (Парламента) КЧР состоится

 25 октября в 11:00

в Большом зале Дома Правительства


"По пути республиканского парламентаризма"

15 лет вместе с народом

 

         10 июня 1995 года состоялись первые альтернативные выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесии.  Так что в этом году высший орган законодательной власти республики отмечает круглую дату: свое 15-летие. Самое время  остановиться, фигурально выражаясь, во времени и пространство, дабы оглянувшись на пройденный путь, осмыслить сделанное и с учетом этого анализа наметить тактику и стратегию развития республиканского парламентаризма.

    Для начала необходимо учесть  то, что тогда, 15 лет назад, парламентарии республики начали работать в период формирования новой системы органов государственной власти и местного самоуправления, в условиях острого социально-экономического кризиса. Как известно, к середине 80-х годов в стране сложилось тяжелое социально-экономическое положение, обострились межнациональные отношения, значительно снизился уровень жизни народа. Перестройка, демократизация, гласность обнажили проблемы национальных территорий, которые долгое время просто игнорировались. Речь идет о недостаточном внимании к национальным интересам, ценностям и традициям, о консервации остатков былого фактического неравенства. По причине администрирования испытывала трудность и национальная культура, наблюдался определенный застой в сфере народного образования. Практически были упразднены национальные школы. У республики не было своего телевидения, книжное издательство  функционировало в статусе отделения Ставропольского книжного издательства.

         Были соображения и экономического порядка, в частности, переход к рыночным отношениям. В этих условиях Карачаево-Черкесия должна была, но не могла, иметь равные партнерские права с республиками, краями, областями, экономическими регионами.          Выход из создавшейся ситуации был однозначным: преобразование в самостоятельный субъект Российской Федерации.

         Выражая волю народов, сессия областного Совета народных депутатов 30 ноября 1990 года приняла решение о повышении статуса автономной области до уровня республики и вышла с ходатайством по этому вопросу в Верховный Совет РСФСР.

         Однако путь к республике был очень непростым. Прежде, чем обрести свою государственность, Карачаево-Черкесия  сполна испытала потрясения, вызванные парадом суверенитетов самых разных уровней и масштабов: от провозглашения на территории в 14,2 тыс. квадратных километров нескольких республик до суверенитета аулов. Муссировались проекты создания Карачаевской, Черкесской, Горской, Кубано-Зеленчукской республик, жители ряда населенных пунктов требовали выхода из состава  Карачаево-Черкесии и присоединения к соседним районам Ставропольского и Краснодарского краев. О необходимости создания национальных районов говорили лидеры общественных организаций абазинского и ногайского народов. И все это звучало в небольшой республике, которую пытались растянуть на куски и развести народы по национальным квартирам.

         Разумеется, парламентарии Карачаево-Черкесии не могли безучастно наблюдать за всеми этими процессами, тем более, что их избиратели в основе своей высказывались за сохранение единства и территориальной целостности области, а также за повышение статуса автономии до ранга республики в составе Российской Федерации.

На той же ноябрьской сессии в 1990 году было принято решение созвать внеочередную сессию для рассмотрения на ней общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесии. В повестку дня сессии был внесен вопрос, который волновал тогда все народы.         Звучал он так: «О реабилитации карачаевского народа в свете Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года, восстановлении его автономии, реабилитации казачества, сохранении единства и целостности территории области, провозглашении Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР».

         Не просто проходило обсуждение этого вопроса. Но депутаты нашли тогда выход из создавшегося положения. После бурного обсуждения сессия приняла мудрое и единственно верное решение:  провозгласить Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую республику – суверенное государство в составе РСФСР, образуемую абазинами, карачаевцами, ногайцами, русскими, черкесами и другими народами…».

   В решении этого вопроса важную роль сыграл третий внеочередной съезд народных депутатов РСФСР, состоявшийся 5 апреля 1991 года. В одном из его решений было поручение Верховному Совету РСФСР определить порядок преобразования Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в национально-государственные образования.

         Кстати, историческое значение того съезда заключается не только в этом. Впервые на нем было признано и записано конкретное поручение Верховному Совету РСФСР завершить подготовку законодательного акта «О гарантиях равноправного развития национальных меньшинств» и ускорить принятие Закона «О реабилитации репрессированных народов».

         В реализации установки съезда волокиты не было. Уже 3 июля 1991 года был издан Закон Российской Федерации «О преобразовании Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской и Хакасской автономных областей в Советские Социалистические Республики в составе РСФСР». А на основании этого был принят и опубликован специальный закон, касающийся непосредственно нашей республики.

 

         Становление республики шло очень непросто. Осложнились межнациональные отношения, накалились страсти вокруг проблем суверенитета. Обсуждение этого вопроса нередко принимало острый характер и обостряло межнациональные отношения, толкало отдельные группы  населения на противозаконное провозглашение на территории Карачаево-Черкесской Республики новых государственных образований по национальным признакам. В какой-то степени начали повторяться события 20-х годов прошлого века, но с той разницей, что эти устремления не получили широкой поддержки  населения республики.

         Одной из причин такого положения являлось также отсутствие правовой базы для функционирования органов государственной власти Карачаево-Черкесии. Республике нужна была Конституция. Трудным оказался и этот путь. Четыре года –  столько времени было потрачено на разработку и принятие Основного закона Карачаево-Черкесии. Причин тому немало, и одна из них – стремление законодательной и исполнительной власти того времени прописать в будущей Конституции такие нормы, которые позволяли бы «перетягивать» всю полноту власти в пользу одной из ее ветвей. Другая трудность заключалась в том, что необходимо было избрать такой парламент в котором было бы паритетное, то есть, равное представительство депутатов от всех субъектообразующих народов республики.

Когда выяснилось, что обе эти проблемы надо будет решать только в рамках федерального законодательства, что эти требования противозаконны, то отдельные лидеры общественных национальных движений вновь пустили в ход идею разделения Карачаево-Черкесии на несколько карликовых республик по национальному признаку. Поэтому в республике тогда и возник вопрос о проведении опроса населения о будущем Карачаево-Черкесии. Нашлось немало лидеров национальных и общественно-политических движений, которые хотели помешать проведению такого опроса населения.  Органы государственной власти Карачаево-Черкесии постоянно ощущали на себе серьезное давление с их стороны. Оружием противников единства Карачаево-Черкесии стали организованные ими отдельные митинги, собрания, сходы выступления в СМИ. Вместе с тем в городах и районах республики проводились аналогичные мероприятия в поддержку идеи проведения опроса населения и сохранения единства Карачаево-Черкесской Республики. 28 марта 1992 года был проведен опрос.  В нем приняло участие 75 процентов взрослого населения, из них 78,5 процента поддержали идею сохранения единства  Карачаево-Черкесии. Мудрость народов Карачаево-Черкесии, традиции многовековой дружбы и в этот раз одержали верх над сепаратистскими тенденциями заигравшихся политиканов.

         После этого снова возник вопрос о Конституции Карачаево-Черкесии, теперь уже с учетом прошедшего опроса населения. Ведь ситуация была более чем парадоксальная: в 1995 году у республики, образованной в 1991 году, не было легитимного парламента, высшего органа законодательной власти республики. Его функции выполняло Народное Собрание с давно истекшим сроком полномочий, которые постоянно продлевались. Это вызывало немало споров в обществе вокруг проблемы легитимности такого законодательного органа.

    Для решения этой проблемы надо было провести выборы депутатов.  По этому вопросу было принято специальное постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации. В нем были прописаны не только дата проведения – 10 июня 1995 года, но и основные положения их проведения. Закон был исполнен, и  10 июня 1995 года состоялись первые альтернативные выборы депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесии. В новый республиканский парламент первого созыва было избрано  73 депутата, представлявших различные партии и движения региона.

         В состав многонационального Парламента вошли многие известные руководители предприятий, организаций, учреждений, представители интеллигенции, награжденные государственными наградами, удостоенные  почетных званий. Среди них – Р.М. Айбазов, Б.А. Агайгельдиев, Э.П.Байчоров, Н.И. Долбыш, Н.В. Кучеров, М.А. Конов, Ю.Х. Кочкаров, Г.Ф. Кулаков, А.К. Мельников, Б.П. Михайлов, И.В. Иванов, Д.С. Салпагаров, Б.С. Урусов, Р.Х. Хабов, А.Б. Хапаев, А.В. Хуранов, З.С. Цахилов, И.Н. Чаушев и другие. На первой организационной сессии председателем Народного Собрания Карачаево-Черкесии был избран И.В. Иванов, а его заместителем З.Д. Хунов.  Вновь избранные депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики первого созыва сразу же приступили к разработке проекта Конституции. До его рассмотрения в первом чтении в адрес Конституционной комиссии проекта Конституции поступило 118 предложений, из которых не было учтено лишь три. После первого чтения проекта Конституции республики, который активно обсуждался в трудовых коллективах, на сходах граждан в Конституционную комиссию поступило еще 148 поправок от депутатов и 340 предложений от избирателей. 5 марта 1996 года на сессии Народного Собрания Конституция Карачаево-Черкесской Республики была принята.

         Принятие Основного Закона республики позволило парламентариям первого созыва активно заняться  созданием законодательной базы Карачаево-Черкесии. В соответствии с положениями Конституции республики депутаты Народного Собрания приняли законы о государственных символах – Гербе, Гимне и Флаге республики,  а также ряд первоочередных законодательных актов. В их числе – законы о выборах депутатов Народного Собрания, Главы республики, о Правительстве республики, местном самоуправлении, концепция национальной политики, об управлении государственной собственностью КЧР, о языках народов республики, о статусе республиканского центра, о порядке освещения деятельности органов государственной власти в СМИ и др.

    Особо хочется сказать о законе «О выборах Главы Карачаево-Черкесской Республики», который был принят, как теперь представляется, без учета конкретных обстоятельств, сложившихся в то время в республике. Реализация данного закона в жизнь в какой-то мере обострила  общественно-политическую ситуацию в Карачаево-Черкесии. Соперничающие на выборах кандидаты на должность Главы республики и их команды в начале мая 1999 года свои выборные кампании превратили в настоящее межнациональное противостояние.          Выборы (в первом туре - 16 мая, и во втором туре - 21 мая 1999 года)  вывели массы людей на митинги и собрания.

         Была обнаружена брешь и в самом законе о выборах Главы республики. Речь идет о досрочном голосовании избирателей и массовых злоупотреблениях этим правом. В результате на многих избирательных участках количество досрочно проголосовавших достигало 35-40 процентов. Всего же по республике досрочно проголосовало более 55 тысяч избирателей. Федеральному центру пришлось активно вмешаться в наметившееся противостояние, которое набирало обороты.

         Не случайно в своем Обращении Министерство национальной политики РФ предупредило стороны, участвующие в выборных баталиях, о недопустимости превращения противостояния в национальный вопрос. В этом заявлении также отмечалось, что определенные политические и националистические силы, пренебрегая интересами народов, движимые маниакальным стремлением к власти, пытаются разыграть национальную карту; что в борьбе за власть они толкают ситуацию к тому, чтобы возбудить межнациональную вражду. В результате, проигравшая сторона отказалась признавать итоги выборов и начались затяжные судебные процессы. Последнее и решающее слово в этой истории сказал Верховный суд Российской Федерации. 22 октября 1999 года он признал В.М. Семенова законно избранным Главой Карачаево-Черкесской Республики.

         Работу, начатую депутатами Парламента первого созыва, продолжили  их коллеги из второго созыва. Очередные парламентские выборы состоялись 19 декабря 1999 года.

         На первом пленарном заседании было избрано руководство Парламента и сформировано 8 постоянно действующих комитетов и комиссий. Абсолютным большинством голосов Председателем Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесии П созыва был избран Джанибек Юнусович Суюнов, а его заместителем Руслан Хусеевич Хабов.

         Парламентарии активно включились в подготовку и принятие базовых законов в области государственного строительства, регулирования социально-экономических отношений, защиты прав и свобод человека, в работу по  приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Целенаправленно и на плановой основе совершенствовалась законодательная база, обеспечивающая развитие местного самоуправления, бюджетного процесса, налогового дела. Реализуя перспективный план законотворческой деятельности Парламента, депутаты приняли законы о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о социальной защите инвалидов, о референдуме, о мировых судьях, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения республики, о безопасности Карачаево-Черкесской Республики, о выборах в органы местного самоуправления, о гарантиях прав малочисленного народа абазин, о правах пациента, о промышленной деятельности в КЧР, о физической культуре и спорте, об энергосбережении, о противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики. Важнейшим этапом в развитии парламентаризма в республике во втором созыве стало принятие закона «О выборах Президента Карачаево-Черкесской Республики» и его реализация в жизни.

         14 марта 2004 года состоялись выборы депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики третьего созыва.  Новый  депутатский корпус был сформирован по новой, пропорционально-мажоритарной  системе: половина парламентариев стали депутатами по партийным спискам, другая часть избиралась в одномандатных округах.

         Структурно парламент республики третьего созыва реально отразил социальный срез нашего общества.         Из 73 депутатов  30 –  руководители предприятий, организаций и учреждений разных форм собственности,  16 – занимались малым предпринимательством и бизнесом,  15 – работали в просвещении, здравоохранении, культуре,   12 – были заняты на государственной службе. По национальному составу парламент республики третьего созыва выглядел следующим образом: карачаевцев – 38, русских – 13, черкесов – 11, абазин – 6, ногайцев – 3, других национальностей – 2. Среди депутатов 8 женщин.       По партийной принадлежности большинство депутатов,  45,  были членами «Единой России», 9 – КПРФ, 3 – ЛДПР, 3 – представляли партию «Истинные патриоты России»,  1 – партию «Жизни», остальные  были избраны в Парламент как независимые депутаты. Из 73 депутатов 66 окончили высшие учебные заведения, каждый второй из них имел второе высшее образование. Среди депутатов 2 доктора наук и 14 кандидатов наук. 19 депутатов Парламента республики ранее избирались в состав Народного Собрания Карачаево-Черкесии.  В депутатском корпусе было немало широко известных в республике заслуженных людей. Среди них –  академик Российской Академии Наук, директор Специальной астрофизической  обсерватории Ю.Ю. Балега, ректор Карачаево-Черкесской  государственной технологической академии, профессор Ю.А. Кривобоков, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук Х.М. Хубиев, руководители сельскохозяйственных предприятий Х-Д.Б. Джатдоев, У.Б. Эдиев, активистка женского движения М.А. Михайлович, ученые М.Х. Бежанов, М.А.  Шенкао и многие другие. На организационной сессии Парламента республики Председателем Народного Собрания был избран депутат Сергей Александрович Смородин, а его заместителем Руслан Хусеевич Хабов.

    Депутаты Парламента третьего созыва направили свои усилия на реализацию новых подходов к законотворческой деятельности  и разработку законов, способствующих экономическому росту и социальной стабильности в Карачаево-Черкесии. Решая поставленные задачи, депутаты внесли изменения в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики и Регламент Народного Собрания, приняли такие республиканские законы, как о молодежной политике, об отдельных вопросах в сфере адвокатуры, о республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, о Конституционном суде республики, о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Карачаево-Черкесии, о референдуме в КЧР, о статусе столицы республики, о государственной поддержке крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в КЧР, об управлении государственной собственностью в республике. Был принят ряд очень важных социально ориентированных республиканских целевых программ, направленных в частности, на содействие занятости населения Карачаево-Черкесии, развитие общественных работ,  скорой медицинской помощи.

         В третьем созыве заметно расширились межпарламентские связи нашей республики. Этому благотворному процессу в значительной степени способствовало вхождение Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесии в самостоятельную, самоуправляемую и добровольную организацию (так написано в ее Уставе) законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного Федерального округа. Активно участвует Парламент республики и в работе Совета по взаимодействию Федерального Собрания с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Совет законодателей вошли все руководители законодательных органов субъектов РФ. Парламент нашей республики в третьем созыве представлял Председатель Народного Собрания Карачаево-Черкесии Сергей Александрович Смородин. Члены этого Совета объединены общим и важным делом: созданием правовой базы страны.

    1 марта 2009 года в республике состоялись очередные парламентские выборы, в ходе которых в состав Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесии было избрано 73 депутата: 29 по списку ВПП «Единая Россия», по 4 депутата – от региональных отделений КПРФ и политической партии «Патриоты России». 36 мандатов получили депутаты, избиравшиеся в одномандатных округах.

   Характеризуя депутатский корпус Парламента республики четвертого созыва, необходимо подчеркнуть, что он на 35 процентов представлен депутатами прошлого созыва. Этот факт говорит о многом, и прежде всего – об авторитете парламента, его депутатов  у избирателей республики, о том поистине высоком доверии, которое они оказывают депутатам, правомерно рассчитывая на достойное представительство своих интересов в Парламенте, на их надежную социальную защиту всей силой законодательной власти.

   Нынешний парламент заметно моложе предыдущего состава: более трети  депутатов (против 20 процентов в прошлом созыве) – это люди в возрасте до 40 лет. Высок образовательный уровень парламентариев: 96 процентов из них имеют высшее образование, а 12 депутатов являются кандидатами и докторами наук. 10 депутатов удостоены почетных званий Карачаево-Черкесской Республики, а 9 – награждены грамотами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также Почетными грамотами и медалями федеральных министерств и ведомств, ЦК общественных партий и профсоюзов.

   На первой сессии Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики депутаты единогласно избрали своим спикером 56-летнего Зураба Хасамбиевича Докшокова, и его заместителем – Руслана Хусеевича Хабова, которого по праву можно назвать ветераном республиканского парламентаризма, поскольку депутатский мандат он получил уже в четвертый раз подряд…

   Но 17 ноября 2009 года депутаты избрали Зураба Хасамбиевича Докшокова членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителем от Народного Собрания (Парламента)  Карачаево-Черкесии. Через месяц верхняя палата Российского парламента подтвердила его полномочия.

   На XI сессии парламента Карачаево-Черкесии IV созыва депутаты большинством голосов избрали нового спикера: им стал Александр Игоревич Иванов, сын Игоря Владимировича Иванова, возглавлявшего парламент республики I созыва.

  В планах работы парламента республики четвертого созыва сохранен и активно реализуется сегодня главный приоритет: социально ориентированное законотворчество.

   Депутаты намерены целенаправленно работать по реализации инициатив Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, изложенных им 12 ноября 2009 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Их предложения в этом направлении обусловлены указанием на то, что «мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития».

   В этом смысле характерна работа депутатов, направленная  на усиление контрольных функций Парламента республики. Уже узаконена путем внесения соответствующих изменений в Конституцию Карачаево-Черкесии практика ежегодного отчета руководителей исполнительной власти перед Народным Собранием Карачаево-Черкесии. В планах работы парламентских комитетов есть целый ряд предложений по усилению депутатского контроля за выполнением в полном объеме социальных обязательств. Они касаются индексации пенсий, обеспечения жильем ветеранов, реализации программ поддержки занятости населения, приоритетных национальных проектов и республиканских целевых программ, улучшения налогового администрирования и повышения собираемости налогов, оптимизации бюджетных расходов.

   Депутаты намерены внести изменения в действующее законодательство с целью создания благоприятной среды для развития меценатства и благотворительности, упрощения работы тем некоммерческим организациям, которые ведут благотворительную деятельность и помогают социально незащищенным гражданам. В этой связи признано необходимым разработать и принять региональный закон «О благотворительной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике».

 

О законодательном обеспечении реализации приоритетных национальных проектов.

 

1.     Образование. Проект реализуется в республике в полном соответствии с федеральным законодательством. Оно было существенно дополнено республиканскими целевыми программами развития образования Карачаево-Черкесии на периоды 2006-2008 и 2009-2012 годов.

Отчитываясь перед парламентом Карачаево-Черкесии и работе Правительства республики в 2009 году, премьер-министр В.Г. Кайшев отметил, что расходы на реализацию ПНП «Образование» составили 114,8 миллиона рублей, из них 38,2 миллиона  - это средства бюджета республики. Все школы республики имеют возможность бесперебойного доступа к сети Интернет и снабжены обновленными стандартными базовыми пакетами программного обеспечения.

   Продолжается реализация республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения», рассчитанная сначала на 2005-2008 годы и пролонгированная затем на период 2009-2012 годов. Из республиканского бюджета выделяются необходимые суммы на проведение в учреждениях образования Карачаево-Черкесии противопожарных мероприятий.

2.     Здоровье. Реализация этого проекта позволила заметно укрепить материально-техническую базу первичного звена здравоохранения республики, повысить доступность и качество оказания медицинской помощи населению. Поступившие в республику оборудование и санитарный транспорт используются в полном объеме. Дополнительные выплаты получают более 900 работников участковой службы, скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов. В 2007-2008 годах им выплачено более 65,7 млн. рублей, в 2008-2009 – 71,2 млн. рублей.

В 2009 году на базе республиканской клинической больницы открыто отделение Краснодарского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова, начато строительство центра амбулаторного гемодиализа. Карачаево-Черкесия включена в перечень субъектов федерации, которым из федерального  бюджета выделены средства на реализацию мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни граждан России. Выделено 816,45 тыс. рублей. В рамках этой программы было подписано Соглашение между Минздравсоцразвития РФ и Правительством республики об открытии центра «Здоровье». Центр открыт, на его оснащение современным оборудованием в 2009 году было направлено 748,45 тыс. рублей.

3. Развитие АПК. Реализацию этого проекта, помимо федерального законодательства, поддерживает и республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года».

   Обеспечен рост объемов производства сельскохозяйственной продукции. По темпам роста Карачаево-Черкесия занимает среди регионов ЮФО второе место. В 2009 году индекс производства продукции сельского хозяйства составил 112 процентов при среднероссийском показателе 99,2 процента.

    Особое внимание уделяется программе «Развитие мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2012 годы». В ней, в частности, предусмотрено в течение трех лет закупить 13 тысяч нетелей специализированных высокопродуктивных мясных пород и на этой базе создать сеть племрепродукторов по выращиванию скота мясных пород. Планируется создание на территории республики современного холдинга мясного скотоводства, глубокой переработки мяса и поставок продукции в Москву. Решение об это совместно с Правительством Карачаево-Черкесии приняли Минсельхоз России, Правительство Москвы и компания «Альфа Дженетикс».

4.     «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Больше всего проблем в практике реализации именно этого приоритетного национального проекта.  В значительной степени они обусловлены тем, что в рамках этого проекта не реализуется программа «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой».

И здесь дело тормозит отсутствие генпланов городских и сельских поселений, отвечающих современным требованиям. Средства на эти цели ни республиканский бюджет, ни бюджеты муниципальных образований не выделяют. По этой же причине и нет средств на разработку проектно-сметной документации по обустройству участков инженерными сетями и проектов комплексной застройки территории.   Сейчас принимается ряд мер, направленных на реализацию этого проекта. В частности, к рассмотрению в парламенте республики готовится законопроект «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Карачаево-Черкесской Республике». В стадии согласования находится республиканская целевая программа «Развитие жилищного строительства до 2012 года». В целях обеспечения надлежащего планирования развития территорий в соответствии с новым Градостроительным Кодексом РФ проводится процедура согласования схемы территориального планирования Карачаево-Черкесской Республики.

 

О законодательном обеспечении социально-экономического развития Карачаево-Черкесии

 

   В отчете Контрольно-счетной палаты о работе в 2009 году отмечается, что в Карачаево-Черкесии до настоящего времени нет законодательно утвержденной программы экономического и социального развития  республики, прогноз социально-экономического развития на 2010 год и плановый период 2011-2012 годы одобрен Правительством республики в нарушение Бюджетного Кодекса РФ, а среднесрочный финансовый план на 2010-2012 годы не утвержден вообще.

   Между тем, в последние годы Парламент Карачаево-Черкесии принял целый ряд законов, реализация которых в той или иной степени стимулирует процесс социально-экономического возрождения республики. Вот далеко не полный их перечень:

  • «О прогнозировании и программе социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики»;
  • «О республиканской целевой Программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики на 2007-2010 годы»;
  •  «О республиканском Фонде софинансирования социальных расходов»;
  •  «О промышленной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике»;
  •  «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики»;
  •  «О туристско-рекреационном комплексе «Домбай-Архыз»»;
  •  «О порядке пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Карачаево-Черкесской Республики»;
  •  «Об установлении предельных значений площади арендуемых помещений и срока рассрочки оплаты арендуемого имущества по реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики или муниципальной собственности муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики»;
  •  «О порядке предоставления государственных гарантий Карачаево-Черкесской Республики под инвестиционные проекты»;
  •  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике»;
  • «О республиканской целевой Программе «Финансовое оздоровление предприятий – потребителей природного газа Карачаево-Черкесской Республики на 2007-2011 годы»;
  • «Об установлении предельных максимальных цен (расценок) работ по проведению  территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на период в 1 января 2010 года»;
  •  «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Карачаево-Черкесской Республики»;
  •  «О государственной поддержке организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Карачаево-Черкесской Республики»;
  •  «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;
  •  «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в Карачаево-Черкесской Республике»;
  •  «О предоставлении налоговых льгот».

 

 

По материалам информационно-аналитического управления

Народного Собрания (Парламента)

Карачаево-Черкесской Республики

Подготовил М.П. Кивилев, начальник управления

тел. (87822)5-62-76

data-yashareType="none" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,lj,friendfeed,moikrug,gplus,surfingbird">
Сайт разработан ООО "ИВК Нарттел"